Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Диагностика и психотерапия психосоматических расстройств»
Цель формирование у слушателей компетенций в области психологической диагностики, психологической помощи и детям и взрослым с психосоматическими заболеваниями, профилактики психосоматических расстройств.
Задачи:
- Систематизировать теоретические знания об основных концепциях возникновения и развития психосоматических заболеваний.
- Сформировать у слушателей целостное представление о психосоматических и соматопсихических взаимоотношениях.
- Предоставить знания об эпидемиологии, этиологии и клинике соматоформных расстройств с указанием специфики данных расстройств в различных системах органов.
- Систематизировать знания о психологических особенностях пациентов с соматоформными расстройствами, рассмотреть возможности саногенной роли семьи.
- Сформировать навыки психологического консультирования и психотерапии дисфункциональных семей с идентифицированным пациентом с соматоформным расстройством.
- Сформировать умения в области определения возможностей и эффектов психотерапии и психологического консультирования соматоформных расстройств.
Категория слушателей
Врачи-психотерапевты, психологи в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере, другие специалисты, профессиональная деятельность которых предполагает помощь различным категориям населения в предотвращении развития психосоматических заболеваний, в конструктивном преодолении стресса, возникающего в различных ситуациях учебной, профессиональной деятельности, межличностного взаимодействия; в преодолении сложных жизненных ситуаций, регуляции психических состояний; проведение работы по профилактике психосоматических заболеваний, повышению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения
Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций:
ПК 1. Способность и готовность к оказанию различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).
ПК 2. Способность и готовность к разработке развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов.
ПК 3. Способность и готовность к осуществлению деятельности по восстановлению психического здоровья и коррекции отклонений в развитии личности.
В результате освоения программы слушатель должен:
усовершенствовать следующие необходимые умения:
- разрабатывать и проводить комплекс диагностических методик, позволяющих изучить психологические особенности больных с психосоматическими расстройствами и позволяющими выделить мишени для оказания психологической помощи;
- проводить комплексную психодиагностику семьи с детьми и взрослыми, страдающими психосоматическими расстройствами, позволяющую на системном семейном уровне проанализировать семейные взаимоотношения, особенности семейной дисфункции, выдвинуть рабочие гипотезы и разработать план психокоррекции;
- использовать в деятельности разнообразные стратегии психологического консультирования, профилактической, коррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы с больными, страдающими психосоматическими расстройствами (с учетом возраста, характера и факторов нарушения здоровья и развития).
усовершенствовать следующие необходимые знания:
- основные концепции возникновения и течения психосоматических расстройств;
- классификацию соматоформных расстройств по МКБ-10;
- специфику интрапсихического конфликта при различных психосоматических заболеваниях;
- эиопатогенез, клинику, психологические особенности больных с психосоматическими расстройствами с учетом локализации патологического процесса;
- психологические особенности семей с детьми, страдающими психосоматическими расстройствами;
- основные цель, задачи и принципы оказания психологической помощи психосоматическимбольным.
Объем (трудоемкость) программы:
всего часов: 108
Форма обучения: очно-заочная
Программа модульная. Состоит из трех модулей. Можно пройти обучение по отдельному модулю:
Модуль 1 «Теоретические и практические основы изучения психосоматических расстройств», 36 часов:
Тема 1 «Основные концепции в возникновении и развитии психосоматической патологии. Этиопатогенез и критерии диагностики психосоматических расстройств»
Тема 2 «Формирование внутренней картины болезни у больных с психосоматическими расстройствами»
Тема 3 «Методы исследования в психосоматике»
Тема 4 «Психодиагностический метод исследования в психосоматике»
Модуль 2 «Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях органов и систем», 36 часов:
Тема 1 «Психосоматические расстройства в младенчестве и раннем детстве. Психосоматические и соматопсихические соотношения при аллергических заболеваниях»
Тема 2 «Психосоматические и соматопсихические соотношения при заболеваниях дыхательной и сердечно-сосудистой систем»
Модуль 3 «Психотерапия и психокоррекция больных с психосоматическими расстройствами», 36 часов:
Тема 1 «Проблемы лечения и профилактики в психосоматической клинике»
Тема 2 «Психотерапия и психокоррекция пациентов с психосоматическими расстройствами»
Тема 3 «Телесно-ориентированная психотерапия и психокоррекция пациентов с психосоматическими расстройствами»
Тема 4 «Арт-терапия пациентов с психосоматическими расстройствами»
Документ, выдаваемый после завершения обучения:
Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.